Главная »  Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе »  Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………….…3

2. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ……………………….….5

2.1. Культура поведения…………………………………………………………...5

2.2.Азбука общения…………………………………………………………….......5

3. ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ…………………………….….…..6

3.1. Жилище …………………………………………………………………..….…6

3.2.Одежда и обувь……………………………………………………………...….6

3.3. Питание…………………………………………………………………….…...7

4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ…………..……………………………...…...7

4.1. Личная гигиена…………………….……………………………….…………..7

4.2. Здоровье и мед. помощь……………………………………………………….8

5. ОБЖ (безопасность и защита человека в экстремальных ситуация)….....…...8

6. ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ……………….……………………....9

6.1. Социальное направление:……………………………………………………...9

1. Полоролевые игры………………………………………………………………..9

2. Игры развивающие эмоциональную сферу детей……………..……………...10

3.Тренинг межполовых отношений……………………………..………………..10

6.2. Культурное направление…………………………………….………………..10

6.3. Общегигиеническое направление (развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни)……………………………………………………….……..11

6.4. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке…....11

6.5. Школа будущих родителей……………………………………………….….12

7. ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ………..12

7.1. Ты и закон……..……………………………………………………………….13

7.2. Полезная экономика…………………………………………………………..13

8. ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ……………………………………………14

8.1. Транспорт……………………………………………………………………...14

8.2. Торговля……………………………………………………………………….14

8.3. Связь…………………………………………………………………………....14

9. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………… ..15

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. Несмотря на то, что в последнее время количество детских домов сокращается, за счет передачи детей в семьи, все же проблема сиротства является актуальной.

         У воспитанников учреждения для детей – сирот масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия учреждения для детей – сирот – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада существует  даже несколько вариативных программ). Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.

         Настоящая Программа  призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.

         Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,

                               определить важнейшие требования к знаниям и умениям

                               воспитанников,  необходимых  для их  самостоятельной

                               жизни.

 

         Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для дошкольного возраста в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с  задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

         Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

  1. Культура поведения и азбука общения
  2. Жилище, одежда, обувь, питание
  3. Личная гигиена, здоровье
  4. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)
  5. Подготовка к семейной жизни
  6. Жизненное и профессиональное самоопределение
  7. Транспорт, торговля, связь
  8. Учреждения и организации

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по  каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

  В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделеных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в учреждения для детей – сирот попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – прохождение Программы происходит следующим образом:  

- воспитатель, учитывая особенности группы, готовит индивидуальный учебно-тематический план прохождения Программы на год. Особенностью этого варианта является то, что воспитатель дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) для разных подгрупп (например – старшие-младшие, дети «N»-дети ЗПР и т.д.). По такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

  Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя педагог - психолог, медицинский работник, социальный педагог и т.д.)

  Порядок прохождения тем в течение  года жестко не фиксирован.

  Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретной  группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год - проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем.

Каждый воспитатель работает по своему выбранному направлению, которое отражено в индивидуальной Рабочей программе. В конце каждого месяца воспитатели составляют отчет, в котором отражены проведенные занятия согласно своей программе.

 

2.КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

2.1. Культура поведения  

Темы:

- Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке.

- Поведение за столом.

- Поведение в гостях, подарки.

Воспитанники должны знать:

- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;

- правила поведения за столом;

- правила поведения в гостях;

- правила вручения и приема подарков.

Воспитанники должны уметь:

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

- правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу;

- культурно вести себя в гостях, оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.;

- выбирать подарки, изготавливать простые сувениры;

- вручать и принимать подарки.

 

Практическая работа:

изготовление несложных сувениров;

экскурсии в кино, театры и т.д.

 

2.2. Азбука общения

Темы:

- Доброта и милосердие (добро и зло; добрые и злые дела; милосердие; что такое доброта в семье, д/доме; добрые отношения с друзьями; как сделать мир добрее).

- Справедливость и сочувствие (что такое справедливость и сочувствие; справедливые и несправедливые поступки; справедливые отношения в д/доме, традиции детского дома и справедливость; справедливые отношения с друзьями. Что значит, посочувствовать другу? справедливость на улицах и общественных местах; справедливость в кино).

- Вежливость и скромность ( что такое вежливость и скромность; вежливость и хамство; скромность и хвастливость; вежливые отношения в д/дома; вежливость на уроках, переменах, на улице, в общественных местах).

- Уважение, взаимопомощь, дружба (что такое уважение, взаимопомощь, дружба; уважение, безразличие, бойкот; кому и как помогать; дружба и вражда; как нужно дружить, кукольные инсценировки);

- Порядочность и честность (что такое порядочность и честность; порядочность и непорядочность; честность и ложь; порядочность и честность в группе; что такое порядочная семья; как стать порядочным человеком; правила доверия; что значит быть принципиальным).

Практические занятия:

Психологический тренинг по решению конфликтных ситуаций, развитию коммуникативных навыков; снятие тревожности, враждебности.

 

3. ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

3.1. Жилище

- Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. - - Основные требования- правила организации рабочего места школьника.

- Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос – правила пользования.

- Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масленая краска, линолеум). Средства по уходу за полом.

- Правила чистки ковров, книжных полок, батарей.

- Правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла.

- Правила ухода за ванной, раковиной, унитазом.

- Санитарно-гигиенические требования и правила при уборки пыли, с/узла.

 

Практические работы – повседневная и углубленная (генеральная) уборка помещения, мытье полов, чистка ковров, книжных полок, батарей, уборка кухни, санузла.

 

Воспитанники должны знать:

- Гигиенические требования к жилому помещению;

-  правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- правила пользования пылесосом;

-  правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла,;

- правила ухода за ванной, раковиной, унитазом,;

- санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при: пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла.

 

Воспитанники должны уметь:

-производит  сухую и влажную уборку помещений, (повседневную и углубленную);

- чистить ковры, книжную полку, батареи;

- ухаживать за полом;

- производить уборку кухни, санузла;

-  ухаживать за ванной, раковиной, унитазом;

- использовать бытовые химические средства.

 

3.2. Одежда и обувь

- Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков зашивание распоровшегося шва, ремонт порвавшейся одежды, штопка.

- Стирка изделий из хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Что нужно для стирки? Особенности стирки темного и светлого белья. Основные этапы стирки (сортировка, замачивание, стирка, полоскание, отжим, сушка). Средства бытовой химии для стирки.

Практические работы -

- мелкий ремонт одежды;

- ручная стирка одежды (разные виды тканей).

Воспитанники должны знать;

- Технологию мелкого ремонта одежды.

- Правила ручной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки.

 

Воспитанники должны уметь:

- Пришивать пуговицы, кнопки, петельки;

- Зашивать одежду по распоровшемуся шву;

- Сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани;

-  Пользоваться средствами бытовой химии.

 

3.3.Питание

- Санитария и гигиена на кухне.

- Хранение продуктов и готовой пищи.

- Приготовление пищи к ужину.

- Приготовление блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

- Сервировка стола к ужину.

Практические работы:

- Приготовление простых блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

- Ежедневная уборка кухни.

- Сервировка стола.

Воспитанники должны знать:

- Санитарно-гигиенические правила на кухне;

- Сроки и порядок хранения продуктов и готовой пищи;

- Виды блюд к ужину;

- Сервировку стола.

 

Воспитанники должны уметь:

- Чистить и отваривать картофель, жарить его;

- Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке;

- Сервировать стол.

 

4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ

4.1. Личная гигиена

- Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физкультурные занятия).

- Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, крема).

- Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног)

-  Личная гигиена подростка

 

Практические работы:

Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

 

Воспитанники должны знать:

- Правила закаливания организма, правила обтирания;

- Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий, походов;

- Правила ухода за ногами;

- Иметь представление о значении правил режима дня и режима питания для здоровья подростков;

- Правила личной гигиены подростков (юноши, девушки).

Воспитанники должны уметь:

- Мыть руки, стричь ногти на руках, ухаживать за кожей рук;

- Подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

- Подбирать косметические средства для ухода за ногами.

 

4.2. Здоровье и мед. помощь

- Домашняя аптечка, термометр.

- Лекарственные растения.

- Первая помощь при ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Практическая работа, экскурсии:

Упражнения в наложении повязок на рану, повреждение конечностей, экскурсия в травматологический пункт; иметь представление о вреде самолечения.

 

Воспитанники должны знать:

- Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.);

- Правила применения и назначения мед. средств, входящих в состав домашней аптечки;

- Местные лекарственные растения.

 

5. ОБЖ (безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях)

Тематика:

- Возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций и т.д.):

- возможные причины возникновения пожара (возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печи, курение в постели, бенгальские огни и т.д.);

- способы и порядок эвакуации, средства пожаротушения и правила пользования ими;

- возможные причины затопления жилища (лопнула батарея центрального отопления и т.д.)

- возможные опасности при нарушении правил пользования средствами бытовой химии (лаки, растворитель, аэрозоли и т.д.).

 

Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте:

-   опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях;

-  правила поведения при возникновении экстремальных ситуаций на транспорте (пожар, крушение, экстренное торможение, захват террористами), безопасное расположение в салоне (вагоне).

Экстремальные ситуации в природе:

- правила поведения при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства, заблудились в лесу, в горах, отстали от группы в тур. походе и т.д.);

- преодоление страха и возможного стресса;

- ориентирование на местности, сооружение временного укрепления из подручных средств, способы добычи огня и приготовление пищи в автономных условиях.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения:

-  правила поведения при грозе во время ураганов, бурь, наводнений, лесных пожаров, землетрясений;

-  правила поведения при химическом, радиационном и биологическом загрязнении местности.

Экстремальные ситуации криминального характера:

- основные способы защиты жилища от проникновения посторонних;

- зоны повышенной опасности (вокзалы. Стадионы, рынки, др. места массового скопления людей), правила безопасного поведения в них;

- правила поведения в криминальной ситуации

 

Воспитанники должны знать:

- возможные причины возникновения пожара и затопления жилища;

- правила пользования средствами бытовой химии;

- правила поведения в общественном транспорте;

- правила безопасного поведения в доме, во дворе, на улице в различных криминальных ситуациях;

- правила поведения в условиях вынужденного автономного существования;

- основные сильнодействующие ядовитые вещества;

- меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

- влияние на организм употребления алкоголя, никотина, наркотиков.

Воспитанники должны уметь:

- пользоваться  средствами  и защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, респиратор и т.д.);

- пользоваться электроприборами (утюгом, пылесосом, плитой и т.д.);

- устранить простейшую неисправность (бытовых электроприборов, водопроводного крана, велосипеда и т.д.);

- занимать безопасное месторасположение в вагоне (салоне)

- определить недоброкачественные продукты питания;

- оказывать первую медицинскую;

- ориентироваться на местности, сооружать временное укрытие из подручных средств, разводить огонь, готовить пищу в походных условиях.

6. ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

6.1. Социальное направление:

1. Полоролевые игры:

«Леди и джентльмены» (игры, закрепляющие навыки и правила межполового общения);

Моделирование семейных отношений в различных ролевых играх  (в гостях, переживания «родителей» за больного ребенка при игре в больницу, помощь «детей» работающим «родителям», проводы «сына» в армию и т. д.

Установление контактов с младшими воспитанниками. Участие в их играх, формирование у старших ребят чувства ответственности за младших.

2. Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

      2.1. игры, снимающие напряжение, развивающие навыки самоконтроля и релаксации;

      2.2. игры, снимающие страхи;

      2.3. игры, развивающие навыки учета состояния других  в ситуациях общения.

3. Тренинг межполовых отношений:

      3.1. Игры, закрепляющие навыки общения юношей и девушек в общественных местах;

      3.2.   Игры, закрепляющие навыки этикета в межполовом общении.

6.2.Культурное направление

Формирование нравственных представлений

- Формирование этапов мужского и женского поведения (чтение и обсуждение произведений мировой классики);

- Беседы о проявлении мужественности (помощь младенцам и слабым как высшее проявление мужественности);

- Роль женщины в различных областях человеческой жизни. Женственность, кокетство, вульгарность;

- Чтение и обсуждение поэтических произведений о любви;

- Совместный просмотр и обсуждение кино и видеокассет о любви;

- Беседы об эротике и эротическом искусстве;

- Беседы о порнографии и ее вреде для молодого человека;

- Беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской индивидуальности (одежда, украшения, косметика и т.д.);

- Беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности  и агрессивности);

Формирование культурно-нравственных представлений о человеке

- Чувство любви и способы выражения этого чувства (на примере литературных героев, с использованием элементов драматургии);

- Эротичность человека (различие между эротичностью и распущенностью);

- Появление эротичности (в голосе, манере держаться, пластике);

- Совместное чтение книг о красоте человеческих взаимоотношений;

- Просмотр и обсуждение фильмов об особенностях взаимоотношений людей в различных ситуациях, особенно в семье;

- Сексуальные преступления. Ответственность за них перед законом и обществом;

- Ответственность мужчины за женщину, вступающую с ним в интимные отношения;

- Юридические вопросы, связанные с интимной жизнью человека;

- Ответственность более старших за младших – основа существования человека;

- Этика поведения юношей и девушек в общественных местах.

 

6.3. Общегигиеническое направление (развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни)

- Вредные привычки и здоровье (беседы о разрушительном влиянии на организм никотина, алкоголя, наркотиков и токсинов);

- Беседа о гигиене половых органов (с однополыми группами);

- Беседа с девочками о сущности менструального цикла, правилах личной гигиены и использование индивидуальных гигиенических средств в период менструации;

- Беседа с мальчиками о сущности поллюций (подготовка к первым поллюциям);

- Беседы по профилактике инфекционных заболеваний (в т.ч. венерическим, СПИДе, вызываемым различными паразитами);

- Занятие физическим упражнениями, а затем прохладный душ – необходимое ежевечернее гигиеническое мероприятие для мальчиков-подростков;

- Занятия ритмикой и пластикой;

- Беседы о личной гигиены подростка;

- Беседы о гигиеническом режиме девушки (для девушек);

- Беседы о путях избавления от юношеской гиперсексуальности

( для юношей);

- Беседы о сущности беременности и основные способы контрацепции;

- Беседы о сущности аборта и его последовательности;

- Беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на потомство;

- Здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей.

6.4. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке.

- Беседы о взрослении (анатомические и физиологические изменения мальчиков и девочек на пороге взросления);

- Наблюдения за изменениями в жизни животных, растений, рыб, птиц с возрастом, их подготовке к исполнению детородной функции;

- Различие в темпах развития мальчиков и девочек;

- Беседа с девочками о сущности  и назначении менструации;

- Беседа с мальчиками о хрупкости женского организма и необходимости помогать девочкам и защищать их;

- Психологическая подготовка девочек к первым менструациям;

- Беседа с мальчиками об особенностях мальчиков- подростков, о способах профилактики юношеской гиперсексуальности (спорт и прохладный душ перед сном как форма выхода из гиперсексуального состояния);

- Беседа с девочками о воспалительных заболеваниях женской половой сферы, их причинах и последствиях;

- Беседы о мастурбации в период полового созревания. Ранняя мастурбация, подражание мастурбации и т.д.;

- Формирование навыков релаксации своего физиологического состояния;

- Беседы с девушками об особенностях физиологии девушек-подростков;

- Беседы с юношами об особенностях и темпах полового созревания у мальчиков- подростков;

- Формирование навыков оценки своего физического состояния;

- Формирование представлений о сексуальной зрелости;

- Беседа с девушками о первых признаках беременности, информация о том, к кому необходимо обратиться, если обнаруживаются эти признаки.

6.5. Школа будущих родителей

- «Уход за детьми от 1 года до 6 лет»;

- Анатомно-физиологические особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет;

- Привитие гигиенических навыков детям – умывание, мытье рук, уход за руками, волосами, гигиенические ванны;

- Осанка. Занятие физкультурой. Корригирующая гимнастика при плоскостопии;

- Закаливание. Особенности питания.

Основные знания и умения:

- Знать особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет: развитие мышечной системы, системы кровообращения, центральной нервной системы, развитие речи;

- Знать о гигиеническом уходе за полостью рта 3-хлетних детей;

- Знать о необходимости привития малышам элементарных гигиенических навыков: умывания, мытье рук, смена белья, использование носового платка, уход за волосами, гигиенические ванны;

- Знать об осанке детей данного возраста. Изменение осанки;

- Знать о причинах плоскостопия у детей и путях его профилактики;

- Знать общие методические положения при проведении физических упражнений с маленькими детьми;

- Знать основные принципы и формы  закаливания;

- Знать особенности питания детей до 3 лет, с 3-х до 7 лет (режим питания, набор продуктов, их питательную ценность витамины);

- Уметь использовать воздушные ванны, солнечные ванны, проводить водные процедуры.

 

7. ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ТЕМЫ:      

- Труд в жизни человека

- Профессии

- Познай свое «я»

- Ты и выбор профессии

- Твоя профессиональная карьера 

- Молодежь и рынок труда

- Рынок рабочей силы и выбор профессии.

- Социально-трудовая адаптация к труду по конкретной профессии.

Основные формы и направления работы:

- Беседы (индивидуальные и групповые), диспуты по указанным темам.

Дополнительно:

- Романтика профессии, романтика труда;

- Идеал и мое «я»

- Мы выбираем, нас выбирают (профессии)

- «Могу», «Хочу», «Надо» (что важнее в выборе профессии)

- Инструктивные и индивидуально-групповые задания:

- Выполнение профориентационных тестов

- Развитие умения оценивать и анализировать свои способности и возможности

Комплексные практические занятия:

- Комплексные ролевые игры типа: «магазин», «кулинария», «больница», «Школа» и т.д.

- Участие в «семейном совете» (совете группы). Обсуждение качеств личности членов семьи (группы) на соответствие выбранной профессии.

- Работа по профориентационному (история ремесел, история и развитие профессий, история развития родного края, трудовые династии в с. Фершампенуаз, ветераны труда.)

- Составление профессионального жизненного плана. Определение ближней, средней и дальней жизненной перспективы.

- Участие в комплексных коллективных делах группы, детского дома профессиональной направленности.

- Самовоспитание профессионально значимых качеств, подготовка к реализации профессионального жизненного плана.

- Встречи с представителями разных профессий.

- Профориентационные экскурсии

 

7.1. Ты и закон

Темы (вопросы для обсуждения):

- Конституция - основной закон нашей страны.

- Основные права ребенка

- Правила поведения в детском доме – права, обязанности и ответственность воспитанников.).

- Ответственность н/летних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).

- Права и льготы выпускников д/домов.

- Права и обязанности потребителя (Закон и Защита прав потребителя)

- Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление и т.д.)

 

7.2. Полезная экономика

ТЕМЫ:

- Бюджет семьи – источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия;

- Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кинотеатр, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт одежды, обуви);

- Экономия в домашнем хозяйстве.

- Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит.

Практические работы, экскурсии;

Определение доходов семьи. Составление доверенности на получение з/платы. Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, экскурсия в с/банк.

Воспитанники должны иметь представление:

Организации и характера культурных потребностей, о значении лотереи, кредита.

Воспитанники должны знать:

- Правила экономии, учет реальных возможностей, контроль расходов, реставрация вещей, экономия электроэнергии, тепла, воды, газа;

-  виды и цели сбережений, порядок помещения денег в с/банк, виды лотерей, кредита, его оформление.

Воспитанники должны уметь;

- Планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; - соблюдать правила экономии;

- оплачивать коммунальные и др. платежи;

- подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции.

8. ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

 

8.1. Транспорт

1. правила поведения в транспорте и на улице.

2. Маршруты движения, виды транспорта.

3. Правила дорожного движения

Экскурсия – коллективные поездки в транспорте.

 Воспитанники должны знать:

- наиболее рациональный проезд до учреждения для детей – сирот.

- варианты проезда разными видами транспорта.

- количество времени, затраченного на дорогу, пересадки.

- правила дорожного движения.

Воспитанники должны уметь;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).

- соблюдать правила дорожного движения.

8.2. Торговля

1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их значение.

2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Экскурсия в продовольственные магазины.

Воспитанники должны знать:

- основные виды магазинов и их значение.

- виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них.

- стоимость основных продуктов, используемых для ежедневного приготовления пищи.

Воспитанники должны уметь;

- выбирать продукты с учетом конкретного меню, качества и  сроков годности;

- оплатить продукты питания, товар;

- соблюдать правила поведения в магазине.

8.3. Связь

1. Основные средства связи (интернет, почта, телефон).

2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли и т.д. ).

3. Виды писем (заказное, с уведомлением и т.д.). Порядок отправки писем различных видов.

Практические работы, экскурсии:

- экскурсия на почту, узел связи;

- заполнение бланков.

Воспитанники должны знать:

 

- основные средства связи;

- виды почтовых отправлений;

- тарифы;

- порядок отправки посылок, переводов и т.д;

- порядок оплаты счетов за услуги связи.

Воспитанники должны уметь;

- записывать индекс на конвертах;

- оплачивать счета за услуги связи;

- пользоваться всеми видами связи.

9. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Темы:

Детские сад, школа, дом культуры, библиотека и т.д. – их значение.

Экскурсии – дом культуры, библиотека, МФЦ и т.д.

Воспитанники должны знать:

- виды учреждений, их назначение;

- адреса учреждений, их местонахождение.

Воспитанники должны уметь;

- пользоваться услугами учреждений и организаций  по мере необходимости;

- правильно вести себя при посещении учреждений и организаций.

 

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.

  При составлении данной Программы использовались следующие материалы:

  • программы социально - бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ);
  • программа «Становление» детских домов Курганской области;
  • комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 24 марта, 2016 [08:45]
Дата изменения: 24 марта, 2016 [08:54]
Яндекс.Метрика